Природная враждебность, жестокое обращение, наказание и страх, о которых мы говорили ранее - не единственные причины агрессии кошек. Довольно часто злобное поведение провоцирует плохое самочувствие. Испытывая боль и недомогание, питомец не может рассказать о своих ощущениях или пожаловаться на них. В такие моменты возможны два характерных сценария поведения.

1. Кошка ищет поддержки у человека, нуждается в его ласке и заботе – запрыгивает на руки, на колени, трется о ноги, тихо мурлыкает, смотрит в глаза и пытается быть рядом.
  2. Кошка замыкается, старается отгородиться от окружающего мира, избегает общения – забивается в укромные места, сворачивается в клубок и больше спит.

В обоих случаях котик не понимает, что с ним происходит – он испытывает боль, страх, страдает и пытается найти причину своего недомогания в окружающей среде. В такие минуты он становится нетерпеливым, раздражительным и легко возбудимым. Его внутреннее напряжение постепенно накапливается и требует выхода. Нередко таким выходом становится агрессия – словно обвиняя, воображаемый источник своих страданий, кошка бросается на человека, других питомцев или окружающие предметы. Она грозно рычит, выпускает когти и норовит укусить. Однако спонтанный выход накопившегося напряжения довольно быстро проходит, и питомец возвращается в прежнее состояние – «липнет» к человеку или исчезает из его поля зрения, чтобы остаться наедине со своей болью.

Спровоцировать агрессию у кошки могут различные заболевания и патологии – цистит, мочекаменная болезнь, расстройство пищеварения, понос, токсоплазмоз и т.д. Многие из них могут иметь серьезные последствия. Поэтому, если вдруг, у совершенно безобидного, ангельского создания, случился приступ агрессии без видимых на то причин, то необходимо внимательно наблюдать за его самочувствием. В случае необходимости принимать адекватные меры – обращаться за помощью к ветеринару. Особую бдительность нужно проявить при подозрении на бешенство.

Бешенство кошек

Бешенство – смертельно опасное инфекционное заболевание, вызываемое нейротропным РНК-содержащим вирусом бешенства. К нему восприимчивы все теплокровные животные и человек. Наибольшая восприимчивость к вирусу у лис, шакалов и волков. У кошек и крупного рогатого скота наблюдается высокая чувствительность к вирусу. Менее восприимчивы к нему собаки, овцы, козы, лошади и приматы. И практически не восприимчивы птицы.

Заражение бешенством происходит преимущественно через укус – когда уже больное животное кусает здорового питомца, и в рану попадает слюна, зараженная вирусом. В редких случаях передача вируса возможна через ослюнение (когда больное животное облизывает здорового птомца), алиментарным (через пищу со слюной больного животного) и аэрогенным (через воздух с микрочастицами слюны) путем.

Если кошка не выходит на улицу и не контактирует с другими животными, то риск заражения бешенством практически нулевой. Но если питомец содержится на свободном выгуле, любит полакомиться отходами с мусорного бака и охотно вступает в контакт с другими животными, то риск заражения очень велик. И чтобы избежать бешенства, нужно своевременно проводить вакцинацию кошек и внимательно следить за состоянием здоровья своего питомца, поскольку вероятность летального исхода в случае заражения вирусом равна 100%. Больных бешенством животных, к сожалению, не лечат.

Как распознать бешенство и о других проблемах, связанных с агрессией кошки, читайте в пятой части публикации.